Сайт логопеда Кочергиной Светланы
МДОУ №11 "РОДНИЧОК" г. Касли [ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]

Портфолио логопеда

Меню сайта

Категории
Мои статьи [2]
Все статьи [0]
В эту категорию Вы можете добавить свою статью.

Карта сайта

Связаться

Ваше имя *:
Ваш E-mail *:
Тема письма:
Текст сообщения *:

Главная » Статьи » Мои статьи

Речевая готовность ребенка к школе

Речевая готовность ребенка к школе

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Своевременное развитие речи обеспечивает речевую готовность ребенка к школе. Но статистика на сегодняшний день такова, что многие дети имеют те или другие речевые нарушения. Растет процент детей с задержкой речевого развития, когда в 3 года ребенок практически ничего не говорит. Такой ребенок не успевает к 7 годам накопить необходимый словарь, приобрести грамматические навыки словообразования и словоизменения, сформировать связную речь и т.д. Он оказывается не готовым к школьному обучению и обречен на неуспех. Такие проблемы решаемы при своевременном обращении к логопеду (чем раньше, тем лучше).

Итак, остановимся на критериях речевой готовности к школьному обучению.

1.     Сформированность звукопроизношения. К поступлению в школу ребенок должен владеть правильным, нормированным произношением русского языка.

2.     Сформированность фонематических процессов: умение различать звуки на слух.

3.     Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять первый гласный (ударный) и согласный звук в слове, последний гласный и согласный звук, анализ простых слов. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», предложение, звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

4.     Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.

5.     Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Диагностическая функция логопеда состоит в том, чтобы обследовать различные стороны речи и выявить, насколько нарушен тот или иной критерий, и будет ли это нарушение влиять на обучение в школе.

Рассмотрим возможные варианты:

1.     У ребенка нарушено только звукопроизношение. Такие дети, как правило, учатся хорошо. Дефектное произношение носит только эстетический недостаток.

2.     У ребенка нарушено звукопроизношение и фонематический слух. Такие дети заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твердые – мягкие, р – л). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

3.     У ребенка наряду с нарушением звукопроизношения и фонематическими процессами нарушены лексико-грамматические средства языка. Это самое сложное нарушение – у ребенка общее недоразвитие речи. Такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (31.01.2011)
Просмотров: 1624
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ваш логопедический стаж
Всего ответов: 58

Поиск по сайту

Посещения

Copyright © kea 2018     ® При размещении материалов сайта в другом информационном пространстве, ссылка на источник обязательна.