В нашем дошкольном учреждении работает логопункт, который посещают дети подготовительной группы. Родители детей с речевыми нарушениями не всегда понимают, что у ребенка есть какие-то проблемы. А между тем исправление речи будет проходить эффективнее, если логопед будет просвещать и обучать родителей. Они должны не только знать и понимать, как работает логопед, но и продолжать, дополнять усилия в домашних условиях.
Установление факта проблем в развитии ребенка чрезвычайно сильный психотравмирующий фактор для его родителей и означает рост материальных, психологических, эмоциональных, физических нагрузок. Родители по-разному воспринимают данную проблему. Условно можно разделить отношение родителей на 3 группы. 1 группа – адекватное восприятие ребенка. Такие родители прислушиваются к рекомендациям, полностью полагаются на специалиста. 2 группа – завышенное ожидание особой одаренности ребенка. Это часто семьи с высоким образовательным и профессиональным статусом. Такие родители не всегда готовы принять тот факт, что у них не все хорошо, они предпочитают «одеть розовые очки», и не замечать проблем. 3 группа – устранение родителей от педагогического процесса. Здесь возможно два варианта. Первый – это семьи, отличающиеся материальным достатком. Они организовывают дополнительные занятия за пределами учреждения (например, отдают ребенка с речевыми проблемами на английский язык). Для ребенка это чревато избыточной нагрузкой, которая не будет способствовать процессу коррекции, а наоборот, усугублять. Второй вариант – родители с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектом. В таких семьях проблемами ребенка пренебрегают.
Поэтому задача логопеда оценить, понять отношение данной семьи к ребенку и его проблемам, и исходить из этого в дальнейшей работе с родителями.
Первый шаг в работе любого логопеда – это обследование. Проводится детальное обследование каждого ребенка подготовительной группы. Дети с логопедическими проблемами зачисляются на логопункт, на них заводится речевая карта.
Информация о всех детях заносится в таблицу «Речевое развитие детей». (Этот бланк заполняется в двух экземплярах – непосредственно для логопеда и для воспитателей). В таблице отражается уровень всех сторон речевой деятельности: высокий, средний, низкий. Логопед знакомит родителей с результатами обследования, где каждый родитель получает бланк с результатами, и слушает разъяснения логопеда о том, что такое фонематический слух, словообразование и т.д. Получают консультацию. Родители приглашаются на индивидуальные консультации, где помогают логопеду в каждодневной работе.