Сообщение логопеда
Когда начинается развитие речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова. А на самом деле - гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность.
На сегодняшнем собрании мы поговорим о норме речевого развития, а также вместе с вами попытаемся выявить группу детей, у которых возможно есть речевые проблемы. В этом возрасте пока нельзя сказать однозначно, что у ребенка есть речевые проблемы или их нет, но можно предполагать расположенность.
При нормальном речевом развитии в 1 год ребенок произносит 10-15 слов, в 2 года – 300-400 слов, к 3 годам – более 1 тысячи слов. В норме в 2 года у ребенка появляется первая фраза.
На сегодняшний день существует проблема неговорящих детей. Когда в 3 года ребенок говорит мало или вообще не говорит. В этом случае ребенку ставится задержка речевого развития. Некоторые родители относятся к этому спокойно – все равно заговорит. Конечно, как правило, если у ребенка нормальный слух, говорить он все равно будет. Но имеет большое значение когда заговорил ребенок – рано или поздно. Если ребенок не говорит к 3 годам, то к 7 годам он просто не успеет накопить необходимый словарь, грамматические умения и окажется к школе не готовым. А это грозит неуспеваемостью: по русскому языку, чтению и устным предметам. Поэтому желательно, чтобы развитие шло своевременно, а если оно задерживается, необходимо стимулировать его.
Больших детей я проверяю сама, а детей вашего возраста продиагностировать проблематично, так как они могут не захотеть со мной разговаривать и я не получу достоверных данных. Поэтому сейчас мы вместе с вами постараемся выявить, есть ли негативные тенденции в речевом развитии вашего ребенка.
Речь не является функцией органов артикуляции, речь – это функция мозга. Соответственно своевременное развитие речи зависит от того, как идет созревание речевых центров. Пока речевые центры не созреют ребенок не заговорит. Почему же может задерживаться созревание? Одна из основных причин – плохое здоровье. У многих современных мам беременность и роды происходят с осложнениями. Какое же это имеет отношение к нашей проблеме? Самое прямое. Например, гипоксия – нехватка кислорода. Кислород – это питание мозга, он необходим для его формирования. Если в данный момент закладываются речевые центры, а мозг недополучает питание, идет недоразвитие каких-то отделов мозга. После рождения мозг продолжает развиваться, но оказывается к 1 году ребенок не может начать говорить – ведь его речевые центры не готовы.
Возьмите анкету 1 «Анамнестические данные» и отметьте то, что было негативного во время вашей беременности. (Анкета прилагается).Очень хорошо, если вы не подчеркнули ничего, а если подчеркнули один или несколько пунктов, это нам с вами первый звоночек, вот может быть почему у моего ребенка не все в порядке с речью.
Посмотрим на проблему с другой стороны. Для того чтобы ребенок говорил, недостаточно хорошего здоровья и развития мозга. Необходимо общение с мамой, папой, другими близкими. Ведь речь мы осваиваем по образцу. Только в благополучной речевой среде речь ребенка будет развиваться. Здесь важно не переусердствовать, нельзя допускать слишком сложной информации.
Возьмите анкету 2 «Речевая среда» и подчеркните положения, которые свойственны для вашей семьи. (Анкета прилагается). Предпочтительными являются два положения: взрослые с ребенком много общаются, ребенок много общается с детьми. Вы можете сделать для себя вывод, достаточно ли вы общаетесь со своим ребенком.
Обратимся к анкете 3. «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребенка» (Анкета прилагается).
Анкета 4. «Что умеет мой малыш?».(Анкета прилагается). Данная анкета поможет вам проанализировать речевые умения вашего ребенка. Если ребенок выполняет каждый пункт, значит вы двигаетесь в правильном направлении, так держать. Если же из перечисленного ребенок выполняет не все – ваша задача – мобилизоваться и научить ребенка этому.