Речевая готовность ребенка к школе
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Своевременное развитие речи обеспечивает речевую готовность ребенка к школе. Но статистика на сегодняшний день такова, что многие дети имеют те или другие речевые нарушения. Растет процент детей с задержкой речевого развития, когда в 3 года ребенок практически ничего не говорит. Такой ребенок не успевает к 7 годам накопить необходимый словарь, приобрести грамматические навыки словообразования и словоизменения, сформировать связную речь и т.д. Он оказывается не готовым к школьному обучению и обречен на неуспех. Такие проблемы решаемы при своевременном обращении к логопеду (чем раньше, тем лучше).
Итак, остановимся на критериях речевой готовности к школьному обучению.
1. Сформированность звукопроизношения. К поступлению в школу ребенок должен владеть правильным, нормированным произношением русского языка.
2. Сформированность фонематических процессов: умение различать звуки на слух.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять первый гласный (ударный) и согласный звук в слове, последний гласный и согласный звук, анализ простых слов. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», предложение, звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Диагностическая функция логопеда состоит в том, чтобы обследовать различные стороны речи и выявить, насколько нарушен тот или иной критерий, и будет ли это нарушение влиять на обучение в школе.
Рассмотрим возможные варианты:
1. У ребенка нарушено только звукопроизношение. Такие дети, как правило, учатся хорошо. Дефектное произношение носит только эстетический недостаток.
2. У ребенка нарушено звукопроизношение и фонематический слух. Такие дети заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твердые – мягкие, р – л). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
3. У ребенка наряду с нарушением звукопроизношения и фонематическими процессами нарушены лексико-грамматические средства языка. Это самое сложное нарушение – у ребенка общее недоразвитие речи. Такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
|