ПРОФИЛАКТИКАТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Это и овладение навыком чтения, и медленное письмо, и неусвоение правил орфографии, ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил, фонетический тип письма, отсутствие «чутья» на орфограммы.
Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Поэтому сегодня перед логопедией ставятся вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?
Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7 летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой,показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Зрелость психических процессов - предпосылок для успешного усвоения грамоты правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает– профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.
Основными коррекционными задачами профилактики являются:
· Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
· Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
· Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
· Развитие слухового восприятия.
Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два блока.
Первый блок:
1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти: расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти; развитие стереогноза.
2. Развитие зрительно-моторной координации: развитие глазодвигательных движений;улучшение ощущений артикуляционных поз и движений; формирование восприятия различной модальности; развитие тактильных ощущений; развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики; развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.
3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела: выработка представлений о схемах лица и тела; развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве; активизация ощущений тела как системы координат; формирование пространственного моделирования и конструктивного праксиса.
4. Развитие пространственно-временных представлений: ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое; развитие зрительно-предметного восприятия; вычленение признаков предмета; восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов;дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.
Второй блок:
1. Развитие слухового внимания: расширение рамок слухового восприятия;развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;формирование основ слуховой дифференциации; совершенствование фонематического восприятия; осознание звуковой стороны речи.
2. Развитие чувства ритма: формирование ритмико-интонационной стороны речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы,характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма; формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.
3. Формирование фонологического структурирования: формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных; анализ слогов и слов; развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков;формирование фонематического анализа; развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе
|