Сайт логопеда Кочергиной Светланы
МДОУ №11 "РОДНИЧОК" г. Касли [ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории
Мои статьи [2]
Все статьи [0]
В эту категорию Вы можете добавить свою статью.

Карта сайта

Связаться

Ваше имя *:
Ваш E-mail *:
Тема письма:
Текст сообщения *:

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ПРОФИЛАКТИКАТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
 
 В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Это и овладение навыком чтения, и медленное письмо, и неусвоение правил орфографии, ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил, фонетический тип письма, отсутствие «чутья» на орфограммы.
 
 Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Поэтому сегодня перед логопедией ставятся вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?
 
 Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7 летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой,показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Зрелость психических процессов - предпосылок для успешного усвоения грамоты правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает– профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.
 
 Основными коррекционными задачами профилактики являются:
 
 · Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
 · Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
 · Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
 · Развитие слухового восприятия.
 
 Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два блока.
 
 Первый блок:
 
 1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти: расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти; развитие стереогноза.
 2. Развитие зрительно-моторной координации: развитие глазодвигательных движений;улучшение ощущений артикуляционных поз и движений; формирование восприятия различной модальности; развитие тактильных ощущений; развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики; развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.
 3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела: выработка представлений о схемах лица и тела; развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве; активизация ощущений тела как системы координат; формирование пространственного моделирования и конструктивного праксиса.
 4. Развитие пространственно-временных представлений: ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое; развитие зрительно-предметного восприятия; вычленение признаков предмета; восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов;дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.
 
 Второй блок:
 
 1. Развитие слухового внимания: расширение рамок слухового восприятия;развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;формирование основ слуховой дифференциации; совершенствование фонематического восприятия; осознание звуковой стороны речи.
 2. Развитие чувства ритма: формирование ритмико-интонационной стороны речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы,характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма; формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.
 3. Формирование фонологического структурирования: формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных; анализ слогов и слов; развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков;формирование фонематического анализа; развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.
 
 Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе
Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (14.04.2011)
Просмотров: 1908
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ваш логопедический стаж
Всего ответов: 59

Поиск по сайту

Посещения

Copyright © kea 2024     ® При размещении материалов сайта в другом информационном пространстве, ссылка на источник обязательна.